В советское время ученые-методисты приходили к выводу о наиболее благоприятном периоде обучения ребенка чтению – 4-5 лет. Сегодня существует множество западных методик (из них самой известной является методика Домана), рассчитанных на возраст от 1,5 лет до 3 лет. Сегодня и в отечественной педагогической науке также присутствуют разработки методик, которые, основываясь на особенностях возрастной психологии малышей, осуществляют все новые и новые игровые способы обучения детей 2-3 лет. Ни для кого не станет открытием мысль о благоприятном факторе чтения. Чтение для ребенка становится мощным толчком для дальнейшего его интеллектуального развития, способствует подготовке к школе, улучшает зрительную память, не говоря об обретении элементарной техники чтения ребенком, которая так пригодится ему в жизни. Но привить интерес к этому процессу насильно невозможно, первым поводом к обучению может стать только личный интерес ребенка к буквам, а также к Вашему процессу чтения.
Устоять перед искушением увлечь ребенка чтением очень сложно: и родители нередко покупают красивые игрушки с буквами. В этом нельзя их упрекнуть – игровой материал с буквенной графикой сам по себе есть неплохой побудительный фактор. Тем более задача кажется выполнимой, когда мы видим читающих детей 3-4 лет у подруг, друзей и знакомых. При этом мы должны быть внимательны: доставляет ли процесс чтения удовольствие самому ребенку или больше его родителю. И чужой опыт ни в коем случае не должен в точности копироваться Вами в отношении своего собственного ребенка. Однажды, дождавшись первого импульса, данного Вашим ребенком, Вы – родитель, должны действовать в соответствии с возрастными особенностями малыша, а также с его имеющимся опытом. Если он на момент первого поданного к чтению импульса уже играл в лото, почему бы не попробовать лото с буквами, если играл во вкладыши с геометрическими фигурами (по типу игры Монтессори), можно попробовать такие же, но с буквами.
Самым действенным методом для обучения малыша 3-4 лет окажется принцип «незаметного обучения». Например, пусть встреча ребенка с буквами, слогами, словами окажется как бы случайной. То буква окажется в кармане его собственной куртки, то дед Мороз пришлет краткое послание в конверте – «С новым годом, Маруся!», то на каком-нибудь предмете, например, на столе, – будет приклеено слово «стол».
Незаменимым и самым традиционным методом могут быть признаны кубики. Они всегда есть в продаже, но важен отбор качественных наборов, в котором отчетливо показана графика букв, а не только лишь занимательная картинка. Изображение буквы с увлекательной зверушкой или предметом более важно для ребенка 2-3 лет.
Для детей 4-5 лет подойдет лото с буквами, или желательно со слогами (подобное лото можно найти в пособии «Обучение с пеленок» Л. Даниловой). Подойдут озвученные азбуки, выявляющие дифференцированный мир звуков, который тоже может стать увлекательным. В продаже можно найти и слоговые кассы, которые при умелом обращении, могут явиться лучшим проводником к чтению ребенка, и, кроме того, в игровой форме смогут привить ему желание самому составлять слова. В случае их малокачественного производства, что часто бывает (они делаются на слишком тонкой бумаге), попробуйте сделать то же самое, но на картоне, используя маркеры. Эти же слоги-детали Вы сможете сложить в ту же, фабричную кассу.
Замечателен в этом возрасте и метод групповой игры. К примеру, каждый из 3-5 детей будет изображать ту или иную букву, изображенную на картоне и удерживаемую самим ребенком. Перебегающие из стороны в сторону детки могут под руководством взрослого составлять те или иные слова, которые можно дублировать маркером или мелом на доске.
Еще просветитель Руссо искал ответы на решение задачи обучения ребенка чтению. Найденный им способ — поставить ребенка в определенные условия, своего рода критическую ситуацию, когда малышу было бы просто необходимо что-либо прочитать, найти ответ на вопрос, может оставаться примером для родителей, желающих обучить ребенка чтению, и по сей день.