Как самостоятельно исправить небольшие дефекты речи у ребенка

Речь великое обретение человечества, роль которой в деле развития людей невозможно переоценить. Для успеха человеку сегодня невозможно обойтись без умения грамотно и внятно излагать свои мысли, поэтому практически нет родителей, которых бы не обеспокоило позднее развитие речи ребенка или трудности с дикцией.

Количество детей с задержкой речевого развития и различными дефектами произношения сегодня огромно. Логопеды завалены работой, и просто не в состоянии оказать помощь всем желающим. И лишь немногие родители знают, что сами могут помочь своему ребенку, а уж детский логопед сможет помочь, если ваши успехи не увенчаются успехом. Как это сделать, можно прочесть ниже.

Прежде чем приступать к исправлению произношения, следует убедиться, что нормальному развитию речи не мешают физические недостатки, такие как плохой слух, короткая уздечка языка и другие. Посещение стоматолога, отоларинголога или невропатолога подтвердит или опровергнет эти подозрения.

Если ничего подобного у ребенка не диагностируется, стоит начать заниматься с ребенком как можно раньше. Считается, что постановка звуков заканчивается к семи годам и именно после этого возраста имеет смысл обратить внимание на исправление дикции. С другой стороны, если выполнять упражнения на укрепление мышц языка и гортани с трех-четырехлетнего возраста, то обращения к логопеду позднее может и не понадобится.

Логопедические упражнения несложны и не занимают много времени. Первые несколько дней родителям лучше выполнять задания вместе с малышом, после их можно будет делать на прогулке, во время похода в магазин, во время домашних дел, например при приготовлении обеда.

Чтобы ребенку не надоели занятия, лучше их вести в виде игры. Можно предложить малышу представить себя обезьянкой, которая очень любит строить гримасы. Мама (или папа) вместе с ребенком смотрит в зеркало, взрослый делает упражнение, ребенок повторяет.

Впоследствии, хорошо выучив способы действий, малыш сможет выполнять их без контроля. Родителям останется только напоминать сыну или дочери о начале занятий и порядок их выполнения.

  1. Растянуть губы горизонтально, до упора. Напрячь, отпустить. Повторить 10 раз.
  2. В полный голос нараспев произносить гласные, плавно переходя от одной к другой а-а-а-о-о-о-э-э-э-у-у-у-ы-ы-ы в течение двух-трех минут.
  3. Приоткрыть рот, высунуть кончик языка, свернуть его в трубочку. Повторить 10 раз.
  4. Приоткрыть рот, повернуть язык верхней частью к правой щеке. Повторить 10 раз.
  5. Выполнить упражнение четыре, только повернуть язык к левой щеке. 10 раз.
  6. Набрать в рот воздуха, надуть щеки, сжать губы. С силой выдавить воздух щеками наружу. Выполнить 5 раз.
  7. «Цокать» языком, как копытами лошади. 1-2 минуты.
  8. Губы разомкнуть и растянуть в стороны, зубы сжаты. «Чистка» зубов языком с внутренней стороны. 1-2 минуты.
  9. Рот открыть, высунуть язык. Кончиком языка попытаться достать поочередно до кончика носа, подбородка, правой и левой щек. 5 раз.

Тратя на эти упражнения по 15 минут два-три раза в день, легкие дефекты речи можно исправить за месяц. Тяжелые случаи, когда у ребенка «каша во рту» могут потребовать год и более. Если причиной невнятной речи стали причины неврологического характера, параллельно надо пройти назначенное невропатологом лечение. Наличие физических препятствий к овладению звуками родного языка может потребовать хирургического вмешательства, тогда занятия следует возобновить по окончании курса реабилитации.

Закрыть

2019-12-21