Физическое развитие ребенка до 3 лет

Физическое воспитание ребенка в этом возрасте предполагает своевременное развитие и закаливание организма, предотвращение переутомления нервной системы, формирование навыков гигиены и основных движений. Первоочередная задача физического воспитания заключается в охране жизни, укреплении здоровья и обеспечении гармоничного физического развития, нормального функционирования всех внутренних органов (дыхание, кровообращение, пищеварение), а также поддержке состояния оптимальной возбудимости нервной системы.

В течении трех лет у ребенка постепенно увеличивается продолжительность его активной деятельности, которая становится более сложной и разнообразной. Деятельность является потребностью детского организма. В процессе активного поведения, двигательных действий происходит интенсивный обмен веществ. Отсутствие условий для разнообразной, соответствующей возрасту деятельности, постепенно усложняется, вызывает негативное эмоциональное состояние ребенка. Показатели физического развития детей могут резко меняться под влиянием неудовлетворительных бытовых условий: ребенок недостаточно находится на свежем воздухе, не высыпается, мало двигается, плохо питается. Состояние здоровья определяют по следующим показателям: цвет кожи, тонус мышц, состояние зрения, слуха, умственное развитие и общее состояние здоровья. Возрастные показатели двигательного развития двухлетних детей следующие:

Развитие основных движений (ходьба, бег)

  • 15 месяцев — ходит самостоятельно;
  • 21 месяц — пытается бегать, меняет хождение на бег и наоборот;
  • 24 месяца — поднимается ступеньками.

Развитие движений рук

  • 15 месяцев — ставит кубики один на один, разбирает детали игрушки;
  • 18 месяцев — с помощью игрушек отражает действия, которые видит в жизни, собирает игрушки из двух — трех частей;
  • 21 — бросает мяч и шарики в корзину;
  • 24 месяца — перегибает вдвое лист бумаги, составляет разборные игрушки.

Показатели овладения навыками

  • 15 месяцев — держит ложку во время кормления;
  • 18 месяцев — пытается есть самостоятельно;
  • 21 месяц — ест самостоятельно;
  • 24 месяца — регулирует физиологические потребности.

Двухлетние малыши любят качание на качелях, катание с горки, игры с мячом, метание в горизонтальную цель. Поэтому взрослые должны учесть это, организуя прогулки.

Третий год жизни карапуза является переходным этапом от раннего к дошкольному детству. В сфере физического развития в течение третьего года улучшается качество общих движений (походка, бег, лазание, метания), продолжается сенсорное развитие. Родители и педагоги должны осознать: сенсорное о общее развитие ребенка происходит посредством наблюдения. Если ребенок за чем-то наблюдает, его нужно обязательно поддержать, а главное — помочь увидеть существенное, ответить на все возникающие у него вопросы. Если же ребенок не ставит вопросов, надо его к этому побудить, создавая соответствующие ситуации.

Основными направлениями работы родителей и педагогов в сфере физического развития ребенка 3-го года жизни являются:

  • Обогащение сенсорных ощущений, чувств и впечатлений ребенка в процессе ознакомления его с окружающей средой;
  • Развитие двигательной активности ребенка;
  • Формирование механизмов саморегуляции собственного поведения, развитие волевых качеств.

Для успешного хода физического развития ребенка большое значение приобретает разнообразная деятельность. Взрослые должны уделять малышу много времени, вовлекая его наблюдениями, играми, выполнением несложных трудовых поручений, изобразительной деятельностью.

О физическом развитии ребенка от рождения до полутора лет читайте в нашей отдельной статье — Физическое развитие ребенка по месяцам

2012-11-16