Возрастной кризис трех лет

Возрастные кризисы — непременная составляющая психологического развития ребенка, условие его перехода из одной возрастной ступени на другую. В каждом конкретном случае они протекают по-разному — острее или мягче — и могут вызвать в детском организме различные изменения, не всегда положительные. Следовательно, встает ряд вопросов. Как вовремя распознать у ребенка симптомы возрастных кризисов? Как следует вести себя взрослому, чтобы не усложнить процесс развития кризиса, чтобы ребенок вышел из него как можно безболезненнее, с минимальными психологическими и психосоматическими потерями? Как предотвратить негативные последствия кризиса? Предлагаем педагогам подумать над этой проблемой вместе с родителями своих воспитанников.

Возрастные кризисы ребенка — явление нормальное, однако далеко не безопасное. Если взрослый не будет помогать малышу в это сложное для него время, не будет понимать его потребности, не будет знать физиологических особенностей развития, даже легкая форма кризиса может превратиться в тяжелое психическое заболевание. Часто родители и воспитатели не умеют распознать симптомов кризиса, считают, что ребенок просто невоспитанный, развращенный. Поэтому они позволяют себе повышать на него голос, применяют методы наказания, не осознавая, что таким образом лишь ухудшают ситуацию. А впоследствии это может привести к различным функциональным нарушениям нервной системы ребенка: неврозам, неврастении, сосудистой дистонии. Диагностика кризисов усложняется еще и тем, что они не четко определены в возрастном цензе, то есть могут начаться на полгода (а то и год) раньше или позже, чем предполагается. Но в большинстве случаев первые два кризиса в жизни ребенка приходятся на период трех и семи лет.

Кризис трех лет

Кризис трех лет не обязательно проявляется именно в три года, иногда он может развиться в конце периода раннего детства.

Рассмотрим его проявления на примере:

Маленький Богданчик всегда с удовольствием ходил в гости. Но однажды воскресным утром, услышав, что родители вместе с ним собираются навестить бабушку, забастовал и начал плакать. С ним не стали спорить, уступили его желанию остаться дома. Но вместо того, чтобы успокоиться, малыш начал орать еще сильнее. Ведь ему все-таки очень хотелось пойти к бабушке. В следующий раз родители попытались убедить сына, но он снова зашелся плачем, повторяя: «Не пойду, не хочу, идите без меня!».

Как видим, за короткий промежуток времени в личности ребенка произошли радикальные резкие изменения вследствие внутренних переживаний и конфликтов с окружающей средой. Негативизм трехлетнего ребенка является своеобразным протестом против попыток взрослого навязать ему свою волю, обусловленный стремлением к самостоятельности. Ведь ребенок хочет, чтобы родители поинтересовались его мнением, посоветовались с ним. Не получая достаточного внимания к себе, малыш часто совершает вопреки воле взрослого, иногда даже вопреки собственному желанию.

Итак, кризис трех лет обусловлен двумя основными психологическими изменениями в личности ребенка: осознанием своего «Я» и, как следствие этого, желанием выделиться любым способом из людей, которые его окружают.

2011-08-28

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*