Когда начинаются детские капризы

Каждая мать вспомнит массу примеров, как ее совсем малое дитя не хотело засыпать в кроватке, поняв, что на руках у мамы лучше, как приходилось долго укачивать или как приходилось изощряться, чтобы накормить ребенка, который выплевывает кашу; а иногда малыш громко плакал, требуя внимания и не отпуская от себя. Но, на самом деле, это еще не капризы, а естественное для малыша выражение беспокойства. Только при помощи крика он может позвать на помощь, пожаловаться и т.п. Хороший родитель всегда понимает, что младенец никогда не кричит понапрасну, что причина есть всегда. Другой вопрос — какая? Зачастую она не очевидна, а ребенок сказать еще не может. Грудные дети очень чувствительны к смене обстановки, к физическому и психическому состоянию матери, к переменам в погоде, изменениям в распорядке дня, звуковому фону и т.д.

Обычно капризы начинаются к концу первого года жизни, когда возрастают потребности ребенка. Начав ходить, он начинает открывать для себя новый мир интересных вещей. Все непонятно и заманчиво: хочется взять в руки, а еще лучше – в рот, вещи разные на ощупь, издают разные звуки, когда ими стучишь обо что-то, с ними можно играть. Но почему–то часто от мамы слышны реплики: «нельзя!», «не трогай!», «дай сюда!». У ребенка забирают самые интересные вещи, а самого уносят в уже знакомую и надоевшую кроватку или манеж.

Как может ребенок отреагировать на то, что его не поняли, что у него есть желания? Пока только криком. Важно еще с грудного возраста научиться быть предельно внимательными к ребенку и чувствовать изменения в его настроении и поведении, уметь замечать мотивы данного поведения (физиологические потребности, как сон, еда, недомогания, или нечто другое).

Итак, крик – главное средство привлечения внимания к себе, ведь речь еще не развита. Новый мир все чаще подталкивает ребенка к действиям, выражению собственных желаний и воли, которые все чаще подавляются.

Любопытство присуще всем детям, стремящимся узнать больше об окружающем мире. Малыш сразу успокаивается, когда получает заинтересовавшую его вещь. Временно. Затем его внимание переключится на что-то другое, например, пуговицу на блузке у мамы или сережки. Ребенок не услышит ваших запретов, пока не дотянется, не попробует взять в рот. Если предметы, которые привлекли внимание, для ребенка опасны (вы так считаете), уберите их. Пусть в комнате запретных предметов будет как можно меньше. Запреты и окрики вызывают ответную реакцию малыша — плач, негативную реакцию. Таким образом, вы уменьшите количество запрещаемых для малыша действий. Он чаще будет делать то, что можно, в его поведении будет формироваться положительный настрой, создастся благоприятная атмосфера в доме т.к. и вы будете меньше нервничать.

Важно учитывать психические особенности своего ребенка с самого раннего возраста. Например, чрезмерно подвижный и активный малыш всегда требует к себе больше внимания со стороны родителя. С ним нужно больше разговаривать, увлекать различными играми, целенаправленно занимать (конечно, учитывая его возрастные способности), т.е. нужно постоянно его держать под контролем. Однако повышенное внимание к ребенку не должно сводиться к частым окрикам и командам с частицей «не» («не трогай!», «не балуй!», «не лезь!» и т.д.). Это отрицательное внимание постепенно приведет к взаимному непониманию и раздражению, малыш станет еще более беспокойным. Нужно постараться не слепо запрещать, а постараться эмоционально поддержать ребенка, дабы впоследствии избежать настоящих капризов, с помощью которых ребенок будет диктовать свою волю.

Все мы понимаем, что порой капризничают даже здоровые и хорошо воспитанные малыши. Скорее, это происходит, когда ребенку хочется, есть или спать, когда ему жарко или слишком холодно, когда устал или болен. Однако в большинстве случаев капризы становятся обычной формой поведения там, где воспитание поставлено неправильно.

Малыш растет и старается понять окружающий мир, взаимоотношения, что позволяется и насколько. Взрослея, он приспосабливается к окружающей обстановке. Любая реакция близких не ускользает от внимательных глаз ребенка, и он начинает очень быстро распознавать, что действует на маму, папу и других членов семьи. Ребенок начинает вести себя с каждым человеком по-разному. Привычным способом при помощи плача он попытается достичь уже новых целей. И здесь очень многое зависит от взрослых. Если разрешить ребенку добиваться своих желаний при помощи слез и истерик, то детские капризы превратят семейную жизнь в кошмар. Как же избежать подобных последствий?

Вот ребенок наблюдает за реакцией родителей: получу ли желаемое, если покричу, поплачу? Папа не уступает – а мама? Очень скоро капризы начинают сопровождаться уже дополнительными действиями: швырянием вещей, драками. Это не злость как таковая, а импульсивность ребенка. Малыш замахивается на маму и кричит: «Я тебя не люблю!». При этом он не осознает смысла сказанного. Торможение еще слабое, а негативные чувства выплескиваются сразу и бурно. Не раздражайтесь, учитесь реагировать на подобные вспышки ярости спокойно, чего бы вам это ни стоило. Однако и внешне, и словами, и действиями надо дать понять, что такое поведение недопустимо. Жаль, но очень многие родители не считают важным, последнее. Слова без действий для ребенка ничего не значат. Строгий выговор без реальных последствий не изменит поведения сына или дочки. Если желания не ограничить, те же действия повторятся в следующий раз.

Примерно, к трем годам окончательно формируется способ общения с родителями.

2012-07-05

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*