Гиперактивный ребенок – выход есть

В советской педагогической системе и медицине гиперактивных детей назвали бы попросту «трудными», поставив штамп на еще не сложившемся человеке, чья личностная структура нуждается в крайне бережном отношении окружающих. Появление ребенка со СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) сегодня в обществе все чаще встречается с пониманием, во многом благодаря популяризации этого заболевания в психологии, медицине и педагогике. Но гиперактивность не всегда означает реальное наличие данного синдрома. Расторможенность речевой активности, нескоординированные движения, сверхбыстрое переключение внимания, отсутствие страха перед физическими препятствиями могут быть легко спутаны и с элементарной невоспитанностью или распущенностью. Давайте попробуем разобраться с истинными симптомами гиперактивности, чтобы попробовать их преодолеть в наиболее комфортных для ребенка условиях и немедикаментозными средствами.

Даже самый профессиональный невролог не будет делать преждевременных выводов до исполнения ребенку 5-6 лет. Но до этого возраста внимательность к своему чаду может проявить, прежде всего, сам родитель. Вот основные признаки, которые должны заставить родителя побеспокоиться о правильном режиме, и обратиться к неврологу:

  1. До года у младенца наблюдается повышенный мышечный тонус, ребенок чрезмерно чувствителен к свету и обычным внешним раздражителям (обычная речь окружающих, шумы, составляющие повседневный городской фон), и если ребенок имеет серьезные нарушения со сном.
  2. В 1-2 года у малыша наблюдается небольшое отставание речевой и моторной деятельности.
  3. В 3-4 года ребенок отказывается понимать слово «нельзя», повторение имеющих резон замечаний безуспешно, ребенок не может спокойно сидеть, к примеру, во время небольших занятий (10-15 мин.). Двигательная деятельность носит, в основном, хаотический порядок.

Предостеречь и поставить диагноз невролог может уже ближе к 5-летнему возрасту ребенка. Вот те 6 признаков гиперактивности и импульсивности, которые являются ключевыми критериями для постановки того или иного заключения врача.

Симптомы гиперактивности:

  1. нецеленаправленная двигательная активность.
  2. беспокойные движения в кистях и стопах – в кабинете это может проявиться в том, что ребенок без конца вертится, ерзает на стуле.
  3. не может подчинить свою деятельность определенной задаче (например, во время уроков рисования в детском саду постоянно встает и мешает другим участвовать в задании).
  4. находится в беспеременном движении.
  5. излишне разговорчив.

Симптомы импульсивности:

  1. отвечает на вопросы раньше, чем выслушает и вдумается в них.
  2. излишне нетерпелив, не может всем своим существом дождаться очереди.
  3. часто пристает к окружающим, мешает другим, не обращая внимания на реакцию собеседника.

Но не только наличие этих признаков определяет реальный диагноз ребенка, диагноз должен быть поставлен на основе еще некоторых критериев: длительность вышеназванных симптомов (больше полугода или нет), различие поведения ребенка в разных видах окружения (в детском саду – дома – в гостях), а также – насколько все эти симптомы препятствуют социализации ребенка и его обучению.

Как отличить обычное хулиганство от реального заболевания.

Наблюдая чересчур расшалившееся свое чадо, к примеру, во время прихода к вам взрослых гостей, или во время концерта симфонической музыки, мы вряд ли будем подозревать заболевание СДВГ. Особенность детской психики такова, что у ребенка в дошкольный период отсутствуют как самоконтроль, так и регуляция внимания. И только мотивация в той или иной деятельности может заставить ребенка усидеть за скучным занятием, каким может показаться и застолье взрослых, и концерт, и занятие в детском саду. В наших силах смотивировать для ребенка цели того или иного, на первый взгляд, скучного занятия.

А вот очевидные проявления гиперактивности:

  1. малыш играет не только на Ваших нервах, но и на нервах окружающих. Причем это замечаете уже не только Вы.
  2. к примеру, такая ситуация: Вы не покупаете понравившуюся ребенку игрушку – обычный ребенок капризничает, буянит, а потом, дождавшись или не дождавшись исполнения цели, переключается на другие жизненные события. Тогда как гиперактивный ребенок, начав «концерт» по поводу игрушку, продолжит его и за стенами магазина, забыв о его причине, начиная устраивать все новые и новые концерты уже без повода.
  3. высокая двигательная активность зачастую является маскировкой неуклюжести, вызванной расторможенным типом моторно-двигательной деятельности. Примерно 50% «гиперменов» не могут устоять на одной ноге и пары секунд. Им с трудом удается повторить очередность тех или иных движений.
  4. огромное количество ошибок в тех или иных заданиях, которые его сверстники выполняют без особого труда. Эти проблемы вызваны, как правило, с невозможностью сосредоточиться и в той или иной мере спланировать цепочку действий из 2-х шагов (речь идет о бытовых ситуациях, а не алгебрарических примерах).

Как помочь гиперактивному ребенку

Прежде всего, не паникуйте – Ваша цепная реакция на импульсивные выходки ребенка, над которыми он зачастую не властен, может только усугубить его раздражимость.

Родители гиперактивных детей нередко допускают две крайности: они или чрезмерно опекают ребенка, что не способствует развитию у ребенка собственных функций самоконтроля; либо, отчаявшись в целесообразности воспитания, подвергают ребенка исключительно эмоционально-негативной атаке: окрики, возмущенные рукоплескания. Это, в свою очередь, также может вызвать определенный стереотип самовосприятия у ребенка, что также отнюдь не способствует выработке у него самоконтроля и желания подумать над своими ошибками.

Вот несколько советов, которых желательно придерживаться родителям гиперактивных детей:

  1. Введите четкий распорядок дня, что в какой-то мере поможет отрегулировать деятельность ребенка благодаря внешним факторам – отлаженным биоритмам.
  2. Независимо от внешних последствий той или иной творческой деятельности ребенка (они не являются преднамеренными), хвалите его, тем самым, поощряя в будущем подобные занятия, связанные с проявлением усидчивости и концентрации внимания.
  3. Не говорите много – для гиперактивного ребенка смысл слов не так значим, как убежденный тон и резонность сказанного. Поэтому старайтесь делать замечания только по делу, и всегда четко их формулировать.
  4. Не предлагайте ребенку одновременно несколько видов деятельности. Стимулируйте в той или иной деятельности стремление ребенка к результату и завершенности в поставленной задаче. Создайте условия для целенаправленной деятельности, например, всячески подбадривая ребенка.
  5. Ребенку с предрасположенностью к СДBГ или с самим диагнозом лучше избегать места большого скопления народа. Лучше завести ребенку прямо противоположного по характеру друга.
  6. Предоставьте ребенку максимум двигательной активности. Побольше прогулок и игр на улице (можно шумных, но безопасных — вышибалы, снайперы), запишите ребенка в секцию плавания или восточных единоборств (айкидо).

Есть ряд физических упражнений, которые может подсказать родителям невролог. Их принцип состоит в том, что они, как правило, коллективные и задействуют принцип: «делай, как я».

Медикаментозное лечение состоит нередко в назначении препаратов антидеприссантного воздействия. Для усиления функций внимания назначаются лекарства, стимулирующие деятельность нервной системы. Зачастую имея эффект (в 75-80%), они нередко имеют свои побочные действия (на работу желудочного тракта, вызывают бессонницу и прочее).

2012-07-30

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*