Формирование самооценки у детей

Самооценка имеет большое значение в жизни каждого человека. Она может как украшать нас в глазах окружающих, так и портить. Значение самооценки велико в детском возрасте, когда закладывается основа характера и интенсивно развиваются личностные качества.

С раннего возраста самооценку формирует воспитательный процесс. Заниженная самооценка не позволяет ребенку раскрыться в полном объеме. И, напротив, чересчур завышенное самомнение ребенка становится опасным: он научится приписывать самому себе воображаемые возможности и достоинства, а впоследствии, страдать, когда жизнь расставит все по своим местам.

Нередко родители придумывают, каким вырастет их ребенок, и если правда не соответствует мечтам, на него сыплются упреки, при этом истинные достоинства чада так и остаются незамеченными, потому что они не были включены в родительские планы. Чтобы не заложить в своего ребенка заниженную самооценку и чувство ущербности, не следует взваливать на его персону много надежд, чтобы затем не прийти к общему разочарованию. И, напротив, отмечайте все достоинства в вашем ребенке, открывайте характерные для него качества.

Критика и похвала должны быть разумны. Постоянно расхваливать или бранить за все подряд – не правильно. Если критики больше, чем похвалы, ваш ребенок начнет избегать контактов с вами. Критикуя за что-то ребенка, обязательно найдите, за что в этот момент вы можете его похвалить, например, за честность, самостоятельность, сообразительность. А в конце разговора выразите надежду, что он принял замечания к сведению и впоследствии все исправит.

Особенно деликатно следует вести себя, если в вашей семье двое и более детей. Некоторые мамы и папы открыто сравнивают детей между собой, ставя одного в пример другому. Безусловно, это сразу же отражается на детской самооценке, появляется чувство зависти, неприязнь к тому, кого хвалят, ревность и сомнение в любви родителей.

Исходя из вышесказанного, самооценка – это разница между собой настоящим и собой совершенным, а дети, в большей степени, подростки, любят находить для себя идеалы. Нередко они мечтают быть похожими на героев кинофильмов или книг, но вся сложность в том, что это недостижимая мечта. Таким образом, пропасть между идеалом и самим подростком настолько огромна, что самооценка может упасть практически до нулевой отметки.

Обиднее всего, что эта ситуация чаще касается интеллигентных, любознательных и умных детей. Именно для них характерна низкая самооценка, потому что они чаще всего бывают недовольны собой. Легкомысленные подростки, живущие настоящим, редко задумываются о своем будущем, у них не бывает идеалов, поэтому с самооценкой всегда все в порядке.

Безусловно, важно приветствовать в своих детях стремление быть похожим на идеал, иначе он может вырасти самодовольной и малообразованной личностью. Но нужно объяснить ребенку, что путь к идеалу составляет долгий кропотливый труд. И если идеал кажется недосягаемым, то нужно изменить представление о самом себе, полюбив себя таким, какой ты есть в действительности.

Формирование самооценки в ребенке – это ответственная задача, необходимая для всей его будущей жизни.

2012-04-05

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*