Как ругать ребенка правильно

Как бы хорошо мы ни воспитывали своих детей, все они – некоторые чаще, другие реже – совершают поступки, которые нам не нравятся.

Делают они это часто по причине недостатка опыта – просто не знают или не до конца понимают возможный масштаб последствий. Поэтому даже самые «хорошие» дети иногда бывают наказаны. Мы делаем ребенку выговор, ставим в угол, оставляем в комнате одного «подумать».

Каких же ошибок со своей стороны мы должны избежать, чтобы наши воспитательные приемы не дали обратного результата. Как сделать так, чтобы ребенок не перестал нам доверять, не озлобился, но понял суть наших наставлений? Как «правильно» ругать ребенка?

Итак, для того, чтобы лечить, а не «калечить» (порой и в прямом смысле слова – к сожалению, некоторые родители не стесняются заниматься рукоприкладством), необходимо каждый раз помнить:

Бить ребенка нельзя

И не просто нельзя, а запрещено. Это прописано в законе, но дело даже не в том. Поймите: ребенок не ваша собственность, не вещь. Никогда он не будет вам принадлежать и ничего, по сути, он вам не должен. Вы его родили, вы его воспитываете, хорошо, если он вырастет нормальным человеком. Собственно, в этом и есть ваше предназначение. И физически, и юридически ребенок вам уже не принадлежит с тех пор, как Вы его родили. Он ваш, но он не вы, а вы не он;

Малыш еще несмышленый

Ребенок еще не имеет того багажа знаний, что есть у взрослого человека, и даже уже подростку иной раз нужно показать пути решения проблемы вместо «затюкиваний» и наказаний.

Чересчур сильно отругав ребенка по относительной мелочи, вы после будете корить себя за это. Не проще ли представить себя в том же возрасте и подумать, как бы отреагировали вы на такой разговор с родителями, как бы вам хотелось, чтобы с вами себя повели.

Зачастую ребенок ждет от нас человечности, мягкости, любви – ведь из-за плохого поступка мы не перестаем его любить, — но мы входим в роль и ругаем, ругаем…

Зачем? Когда можно и нужно спокойно поговорить, спросить, в чем дело. Возможно, замкнутость ребенка и его плохое поведение — своеобразный протест и ребенок хочет таким образом сказать вам что-то, но не знает как.

По поводу человечности – что касается детей маленьких, дошкольного и школьного возраста, для них самое страшное наказание – ваше молчание. 20 минут вынужденного одиночества для дошколенка – сущий ад. Им и 5 минут-то даются ох, с каким трудом. Помните, что каждый раз вы сами загоняете своего ребенка в стрессовую ситуацию, и чем чаще это повторяется, тем сложнее будет ребенку справиться с этой проблемой без помощи специалиста.

Никогда не позволяйте себе оскорблять своего ребенка

Никоим образом! Вообще-то, на минуточку, он был создан благодаря слиянию вашей клеточки и клеточки человека, вам небезразличного. Потому и набор качеств зачастую соответствующий.

Никогда не делайте оценок умственным способностям и физическим качествам вашего малыша. Он такой родился, и в большинстве случаев дети, не зная, как донести эту простую истину до родителей, испытывают очень сильные переживания. Они ничего не могут изменить. Они такие, какие есть и еще не умеют самосовершенствоваться и даже не знают, что это такое.

Поэтому хороший родитель всегда безоценочно относится к своему ребенку и при этом всегда старается ему помочь. Объясните ребенку, что можно постараться быть внимательнее, аккуратнее, усидчивее, можно научиться делать хорошо даже те вещи, что пока что не получаются совсем. Скажите ребенку, что вы всегда рядом и всегда готовы его поддержать.

Никогда не ругайте и не поощряйте ребенка посредством материального поощрения или отказа.

«Ведешь себя хорошо, будет тебе конфетка (новая вещь), ведешь себя плохо – ничего не получишь». При таком варианте ребенок никак не может понять, почему то, что совсем недавно, когда он был поменьше, давалось ему «запросто так», сейчас делается за «хорошо — плохо», «заслужил — не заслужил»?

Ребенок в этой ситуации делает не тот вывод, что мы от него ждем, он ведь далеко не «собака Павлова». Он начинает испытывать неудобство по поводу того, что нужно «выслужиться» перед родителями, начинает остро ощущать свою зависимость и, как ответная реакция, все делает наоборот, грубит нам и не слушается.

Еще один вариант развития такого «материального воспитания» — когда ребенок полностью проникается данным вариантом взаимоотношений и уже с трудом может мыслить иначе. «Зачем помогать кому-то? Мне за это не платят. Не буду с тобой дружить, у тебя нет таких-то игрушек, а у другого мальчика есть, пойду к нему». Вы своими руками воспитываете меркантильного корыстного человека, дружба, любовь и уважение для которого значат гораздо меньше денег и материальных благ.

Основной проблемой «отцов и детей» было и остается то, что в момент порицания мы очень редко, если это вообще происходит, становимся на место ребенка. Мы будто напрочь забываем, как сами пытались утаить от родителей, что разбили банку с вареньем, сожгли мамину блузку, рассыпали папины гвозди и вдобавок пропороли одним из них ногу…

Это жизнь. И это жизнь вашего ребенка. Его ошибки. Его путь в поиске правильного выхода из трудных ситуаций.

Не ругайте его за проступок, а учите на конкретном примере, как избежать повторения этой ошибки в будущем.

Почаще вспоминайте себя, побольше говорите «по душам», рассказывайте о своих переживаниях, делите проблемы вашего ребенка, — авось и делить вскоре придется лишь радостные моменты!

2012-10-12

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*