Творческие занятия с детьми 3-4 лет

Про каждого ребенка можно сказать, что он рожден творцом и художником. И нет ни одного человечка, которого не заворожил бы процесс рождения картины, особенно своей.

Страхи и оценка окружающих зачастую наносят непоправимый урон творческому потенциалу наших детей, тогда как именно вдохновение и небоязнь творчества – ведущие факторы для увлеченности такими занятиями ребенка в дальнейшем. Именно в организации своего творческого пространства выражается его право на независимый взгляд на мир, своего рода, динамичная модель формирующегося жизненного поля ребенка. Почему бы нам, родителям, не внести в привычный художественный арсенал ребенка немного новизны? Простые находки для творчества могут разбудить в нашем ребенке гениальные фантазии, которые, безусловно, должны изменить и наше, как правило, снисходительно-отстраненное отношение к его творческим заслугам. Предлагаемые техники позволят Вам несколько по-иному взглянуть на процесс домашнего рисования.

  1. Губка или поролон

    Возьмите достаточно большой лист бумаги (больше альбомного листа), наделайте разные куски поролона или губки для мытья посуды (пусть куски будут разными не только по величине, но и по форме). Далее, — макая их в разведенные на палитре акварельные или гуашевые краски, ребенок усеивает весь лист большими и маленькими скоплениями цветных точек.

    Как же велико будет удивление, когда в этой стихийной массе ребенок угадает контуры зверей, цветов, чудовищ или людей. Помогите ребенку наметить тонкой кисточкой то, что родилось в процессе его или совместного с ним наблюдения.

    Ничего не пробуждает воображение так, как скопления облаков, бурлящие волны, узоры на песке – попробуйте отнестись к данной технике с той же долей творческого произвола, какой присутствует и у самой Природы-матушки.

  2. Гроттаж

    Наверно, каждому доводилось в детстве на школьных уроках рисования попробовать эту технику в более сложном варианте, когда нами закрашивался акварелью весь лист, затем натирался воском, после – мы покрывали его тушью (что из-за жирности воска было совсем не просто), а позже – наступал мистический процесс процарапывания перышком или другим острым предметом (кончиком кисточки и т.д.), и техника почти всегда даровала нам успешный результат.Специфика нашего упрощенного подхода в том, что ребенок, не зная о такой чудо-технике, наблюдает рождение своей картины на основе уже заранее созданного Вами рисунка.

    Воплотите задуманный Вами (взрослым) рисунок на плотном листе бумаги восковой свечой светлого цвета. Предупредите ребенка, что, когда он начнет заливать лист краской, то его ждут чудесные превращения (посоветуйте, в зависимости от Вашей задумки, какой по цвету). К примеру, если Вы нарисовали стадо коров, посоветуйте ему до определенного места закрасить лист оттенками зеленого (поле с травой), а верхнюю часть листа – голубого (небо). По мере наложения краски, на глазах у ребенка появятся фигурки коров.

    Данная техника с удовольствием используется современными иллюстраторами, и не случайно, — она сочетает в себе элементы наскальной росписи, лаконизм которой поразителен даже для искушенного рисовальщика, с живописными возможностями, столь ценными для развития воображения.

  3. Монотипия

    Достаточно известная техника, суть которой кроется, как и в первой предложенной нами технике, в эффекте случайного рождения шедевра.Вы берете альбомный лист, складываете его наполовину. Снова распрямляете его. На внутренней стороне сгиба предложите ребенку поставить кисточкой кляксу (она может быть не обязательно одноцветной, можно попробовать в сырую кляксу вбрызнуть капельку другого цвета), далее Вы по вновь сгибаете лист так, чтобы получившаяся на одной створке листа клякса отразилась на другой. Держите лист в согнутом состоянии минуту, откройте лист. Вы наблюдаете преображение кляксы в весьма симметричный образ. А кто это – бабочка, или птица, а может, и Баба-Яга с метлой – решать Вам. Результаты бывают самые неожиданные. Не просохший рисунок хорошо поддается растеканию, которая также может способствовать рождению образа. Помогите ребенку прорисовкой довести до конца плод его или вашей совместной фантазии.

  4. Соль

    Снежные кристаллы, мир насекомых или подводное царство.Суть техники заключается в том, что фактически на глазах рождается картина, схожая с зимними или морскими пейзажами. Ровные тона красок дробятся и превращают четкое изображение в загадочное.Рассыпьте крупицы соли на влажный лист бумаги, смоченный разными цветами акварели. Согласно либо намеченному наброску, либо согласуясь с одной лишь радостью процесса появления белых пятен на общем тоне листа, продолжайте рассыпать соль (желательно грубого помола), дозируя ее посыпку в зависимости от рождающейся на глазах картины. Если Вы с ребенком видите стрекоз, бабочек или мух, Ваши движения посыпки соли должны быть краткими, быстрыми, намечающими рисунок крыльев и самих существ по их форме. Если хотите передать сугробы снега, то это проведите сплошную посыпку нижней части листа. Если видите пучину океанских волн с их подводным миром кристаллов и многообразной морской фауной, то в передаче множества небольших фрагментов для морских звезд, рыб и осьминогов постарайтесь в процессе посыпки не раздробить изображение – соль имеет свойство размывать общий замысел.

    При высыхании картины, когда соль вберет в себя лишнюю воду, ее необходимо ссыпать с листа. Результат Вас может как привести в восторг, так и разочаровать. Такова особенность этой техники. Но, вероятно, уже в следующей собственной картине ребенка страх неожиданности будет преодолен, и на листе бумаги возникнет управляемая твердой ручонкой Вашего творца магия настоящего произведения искусства.

Не бойтесь смешивать техники, удивлять ребенка экспериментами – это, безусловно, сделает его мир ярче. Ведь как говорил классик: «Все жанры хороши, кроме скучного!» (Вольтер)

2012-11-04

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*