Возрастные этапы развития ребенка

Каждый ребенок проходит череду этапов, связанных с развитием физических навыков, эмоционально-волевой сферы, речи, психики. Хотя возрастные рамки строго индивидуальны, общие тенденции развития выделить все же можно.

Возрастные этапы физического развития ребёнка

В детстве основной составляющей физического развития являются биологические законы. Согласно им процесс роста наиболее заметен в раннем возрасте. Ведь в течение первого года жизни ребёнок прибавляет в росте примерно в полтора раза, а в весе – почти втрое. Однако, чем больше возраст малыша, тем медленнее идет физическое развитие.

В самом раннем возрасте очень быстро растёт стопа ребёнка, каждый месяц первого года она может увеличиваться на пару размеров. Так же быстро происходит развитие кистей рук и головы. При этом туловище растёт несколько медленнее. Всё это отвечает законам роста младенца – в первую очередь развиваются части тела, удалённые от середины туловища (пупка).

Есть в физическом развитии ребёнка и ещё один закон, заключающийся в смене периодов вытяжения тела и его округления. Каждый из таких периодов длится примерно 2–3 года и заключается либо в увеличении в длину скелета (вытяжение), либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя (округление). Округление особенно заметно в возрасте 3–5 лет, вытяжение – после 11–12 лет. В 16–18 лет, как правило, организм прекращает расти.

Возрастные этапы психологического развития ребёнка

В психологическом плане развитие детей принято разделять на шесть стадий.

Первый период, называемый младенчеством, начинается с момента рождения и длится до годовалого возраста. В это время ребёнок пока ещё не может составить определённое представление ни о каких-либо окружающих его предметах, ни о людях, ни даже о самом себе, хотя на эмоциональном уровне он отлично все чувствует.

В раннем детстве (1–3 года) малыш старается получить как можно больше независимости от взрослых, а также пытается подражать им.

В три года ребенок осознает себя как отдельную личность. Он становится способен к оценке и прогнозированию сначала реальных, а потом и воображаемых ситуаций (фантазированию).

Период с 5 до 7 лет часто называют старшим дошкольным возрастом. В это время ребёнок подготавливается к школе, воспитывает свою самостоятельность и независимость от взрослых, а также учится брать на себя определённую ответственность во многих своих действиях. Он уже способен к экспериментам и получению логических выводов из своих наблюдений.

В первой половине школьного возраста (7-11 лет) дети становятся учениками. Родители перестают быть для них единственными авторитетами и их в какой-то степени заменяют учителя. В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию.

Когда говорят про возрастные этапы развития ребенка, отдельно выделяют подростковый возраст которым обычно считают период с 11 до 14 лет. Действительно, в этом возрасте, а также в период юношества человек находится на промежуточном этапе между детской и взрослой жизнью. Тем не менее, он пока ещё несёт намного меньше ответственности за свои действия, чем настоящий взрослый, поэтому психологически всё равно остаётся ещё ребёнком. В этот период основным для детей становятся социальные отношения и общение. А формирование собственного мировоззрения часто приводит к увеличению числа конфликтов в семье и школе.

Возрастные этапы речевого развития ребёнка

Нормальным для развития речи малыша считается, если к четырёхмесячному возрасту он начинает произносить гласные звуки, к восьми месяцам – повторять всё, что слышит и видит словами и жестами, а в 10 месяцев произносит вместе несколько одинаковых слогов («мамама», «бабаба»).

В возрасте чуть больше года ребёнок, как правило, способен произносить односложные слова и отдельные слоги, повторяя их за взрослыми, а также реагирует на своё имя.

В полтора года количество проговариваемых словосочетаний увеличивается, малыш может осознанно сказать уже несколько двухсложных слов и указывать пальцем на называемые ему предметы и части тела. К двум годам словарный запас ещё больше увеличивается, а слова могут быть уже трёхсложными (хотя часто произносятся не совсем правильно – например, «сина» вместо «машина»).

К двум с половиной годам ребёнок способен на составление предложений из 3–4 слов. В три года может рассказывать наизусть небольшие стихотворения, придумывает собственные слова.

В 4 года малыш уже должен правильно пользоваться предлогами и говорить практически без дефектов речи.

В пятилетнем возрасте в речи ребёнка появляются деепричастия и сложные предлоги, он уже может составлять прилагательные от существительных и знает все формы склонений. Дефектов при произношении не должно быть вообще.

В 6 лет заканчивается формирование речи, полностью усваиваются все фонемы языка и слоговая структура слов.

Возрастные этапы психомоторного развития ребёнка

В 1-2 месяца ребёнок ещё не способен держать голову, так как тонус мышц снижен, однако конечности уже достаточно подвижны. В трёхмесячном возрасте голова уже удерживается, но нижняя часть тела пока малоподвижна. В полгода ребёнок уже должен сидеть, хотя и с поддержкой. В 8 месяцев дети обычно способны стоять, а к десятимесячному возрасту – достаточно хорошо ползать. Примерно в год малыш уже начинает самостоятельно ходить, хотя иногда это происходит на пару месяцев раньше или позже. В полтора года дети способны на перешагивание препятствий и бег.

Руки начинают развиваться с самого рождения. В 2 месяца уже неплохо развит хватательный рефлекс, в полгода малыш способен на произвольный захват предметов ладонью, а к 8 месяцам держит их уже пальцами (обычно безымянным и мизинцем). Десятимесячный ребёнок способен отличать большой палец от остальных, а в возрасте от года может проделывать «пинцетный захват» (указательным и большим пальцами), что ещё больше улучшает его моторику.

2013-08-04

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*