Развитие речи у детей от 1 года до 2 лет

12-15 месяцев

Второму году жизни ребенка можно дать название «спрашивай-отвечай». Основные два направления в этот период жизни малыша – это сам разговор малыша и то, что он на своем уровне восприятия понимает. В начале второго года своей жизни ребенок говорит не так много, но уже очень многое понимает. Основная масса слов, которую произносит карапуз, начинается на согласные – «б», «к», «д». Часто маленькое чадо еще не может четко произнести слово до конца, но, как правило, уже четко может выразить свое несогласие или недовольство отчетливым (как для ребенка) словом «нет».

Чтобы подстегнуть интерес ребенка к изучению и закреплению произношения слов, продолжайте постоянно произносить перед ребенком вслух названия каждого предмета, который может попасть под руку в повседневном обиходе. Но обязательно делайте это весело и эмоционально, ведь в таком возрасте у детей эмоции преобладают над логикой. Чаще совершайте с малышом совместные прогулки, указывая ему на те или иные предметы и провоцируйте его пробовать произносить их название вслух, не забывайте поощрять его удачные попытки. Если ваш непоседа будет сам обращать внимание на интересующие его предметы или живые существа, то обязательно сразу же четко произносите их название вслух. Если вы во время прогулки опять встретите предметы или существа, к которым ваш малыш проявляет особый интерес, то сразу же акцентируйте его внимание на этом и называйте этот предмет или существо вслух. Если деточка увидит жука, то скажите малышу: «Жук». Пусть ваша кнопа повторит: «Жу…», тогда утвердительно согласитесь с ним: «Да, это жук, жуууук». Малыш, почувствовав, что понимает вас правильно, будет с новым рвением изучать окружающий мир.

В этом возрасте ребенок похож своим поведением на «маленького попугая». Он будет повторять не только за вами, но и наследовать разные звуки. Его интерес и способность к подражанию в этом возрасте имеют колоссальный размах. Дети такого возраста передразнивают и имитируют звуки на улице, животных, звуки из радио и телевизора, а также многое другое.

Очень внимательно относитесь к желанию своего чада поговорить с вами при помощи жестов. Часто он хочет сказать вам очень многое, но словесно выразить не может. Надо отнестись с уважением и пониманием к такому «общению» малыша. Тем более что дети очень чувствительны и понимают больше, чем вы думаете. Если вы не станете обращать серьезного внимания на попытки ребенка привлечь вас таким образом, отнесетесь к этому с сарказмом, то это обязательно очень обидит и взволнует кроху; ответом на такую «дерзость» с вашей стороны будет «хныкалка». Дайте ребенку понять, что вы его чувствуете и не игнорируете, но не перегибайте в сюсюканье с ним, знайте меру, иначе он станет избалованным и будет злоупотреблять вашим вниманием. Да, да, дети намного умнее и расчетливее, чем мы взрослые можем себе представить.

И все же в начале второго своего года жизни маленький карапуз уже достаточно «эрудирован». Он уже легко может выполнить простые односложные указания («Принеси банан!»), так как уже осознает и понимает логическую связь между многими словами (конечно из знакомого ему обихода) и изображениями-образами.

15-18 месяцев

Ребенок узнает и запоминает все большее количество слов. Он все еще не может четко произнести новые слова, зато те, которые знал прежде, проговаривает уже довольно красиво и отчетливо. Малыш делает попытки к произношению более сложных слов, а знакомые ему односложные складывает друг к другу: «да-да-да», «нет-нет». Маленький пробует ухватить суть любого разговора (словесно подхватывая его), даже если разговор не имеет отношения к самому малышу. В этот период вы можете услышать от вашего маленького чуда первые предложения: «Я пошел». Он все больше понимает вас даже без всяких жестов. Теперь вы вполне можете уже беседовать с ребенком. Но особенность этого возраста такова, что ваш непоседа может хитрить, делая иногда вид, что не понимает вас. Вам важно научить себя различать такие хитрости с его стороны. Многие слова, которые малыш уже слышал сотни раз, он будет часто употреблять, даже если вы не знаете, откуда он их нахватался. На этом этапе жизни ребенка, вам очень важно заставить его до автоматизма усвоить очень важные понятия, которые помогут выражать самые основные чувства: «больно», «горячо», «холодно», «страшно» и т.п.

Постарайтесь чаще петь и разговаривать с вашим непоседой. Вместе рассматривайте и обсуждайте рисунки, картинки, тем самым еще больше расширяя кругозор ребенка, увеличивая (и закрепляя) его словарный запас и развивая логически-смысловое мышление. Но не следует слишком быстро и много говорить, дайте ребенку подумать «перетравить» информацию и осознать вашу роль в процессе. Очень важен и сам процесс коммуникации. Разговаривая, почаще смотрите ребенку в глаза и называйте его по имени, чтобы он осознавал свою центральную роль, важность и чувствовал ответственность. Не злоупотребляйте с исправлением и поправками произношения речи вашим ребенком, так как он всего лишь накапливает информацию и экспериментирует с произношением и словами; все равно со временем отшлифуется правильное произношение. Постарайтесь превратить для малыша процесс изучения слов и закрепления их произношения в веселую и познавательную игру, а не в череду специальных «сухих» занятий. Чем больше удовольствия и радости ваше чадо будет получать от процесса общения и изучения нового, тем быстрее и лучше он научится говорить.

18-24 месяца

Этот период можно ознаменовать названием: «Ни одного дня без нового слова». Малыш пытается использовать свой словарный запас в самых разных ситуациях и активно (теперь все более самостоятельно) разучивает новые слова. Маленький член общества теперь уже точно знает, что каждый предмет и живое существо имеют свое особенное название. Он будет до бесконечности засыпать вас вопросами: «Что это?», «А как это называется?». Отвечайте ему и будьте терпимы, чтобы не «украсть» у маленького интерес к познанию мира. Ребенок теперь все более и более осознает логичность действий и процессов, причинно-следственные связи. Старайтесь комментировать как можно больше процессов: одевание, уборку, процесс употребления пищи и т.д. Ребенок уже без труда может произносить глаголы вместе с вами, а еще он знает, что каждому предмету присущи свои особенности, почаще ему об этих особенностях рассказывайте. Мозг вашего чемпиона («принцессы», «непоседы», «сорванца», «маленького подлизы») похож в это время на активно цветущее растение, которое требует постоянного и частого полива; этот полив и есть все новая и новая информация. В это время малыша особенно будут интересовать слова, имеющие неординарное и интересное произношение. Это слова типа «стрекоза», «верблюд». Он может поначалу немного искаженно произносить эти слова, но научитесь понимать ребенка, для него это очень важно и необходимо. Как можно чаще играйте с маленьким в такие игры, как, например, «Назови столовые приборы», «Назови эти предметы».

Ваш веселый непоседа уже может выражать свои эмоции (грусть, радость, недовольство) словами и восклицаниями. Он уже обращается к вам, осознанно называя вас «мамой» или «папой». Дети способны в таком возрасте даже «приказывать», хотя это не является приказом в полной мере этого слова. «Иди ко мне», «Дай игрушку» — это вовсе не означает, что малыш пробует насадить вам свое главенство. Просто его способы общения еще весьма ограничены; на этом этапе развития вам очень важно объяснить своему чаду понятие вежливости. Подводя итог, можно сказать, что до второго своего дня рождения малыш, как будто, окончил курсы по владению языком младенцев. Хотя его предложения все еще «телеграфные», но они уже имеют полный характер: «Я хочу больше сока». Ребенок уже в состоянии выполнить и двусложные задачи: «Иди в комнату, принеси мне плюшевого мишку». Малыш уже вполне может орудовать мимикой и жестами, выражая свои эмоции радости, грусти, тревоги и прочие эмоции: «Мне весело».

Помните, что вам следует запастись особым терпением в период роста и развития малыша до 3 лет. Будьте вежливы с ним, терпеливы, стройте наказания так, чтобы они имели поучительный, но не жесткий характер. Вам следует дарить своему сорванцу много внимания и помнить, что его выходки – это по большей мере возрастное. Родителям важно знать, что в этот период психика ребенка особенно чувствительна, а любые крики, наказания в свою сторону он воспринимает совсем не как взрослые. Учитывайте это дорогие родители и не забывайте, что одно неправильное слово, одно слишком агрессивное восклицание может нанести серьезный урон психике, подсознанию и мировосприятию вашего малыша! Дети – цветы жизни! И это есть верно, и только мы, взрослые, а особенно родители, несем за своих детей полную ответственность!

2011-11-22

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*