Четыре основных навыка в физическом развитии малыша 1-3 лет

Не стоит думать, что после того, как Ваш малыш встал на ноги, остальное за него сделает природа. Человек, в отличие от животных, любой опыт приобретает в результате обучения, а не в виде готовых врожденных рефлексов. Поэтому, замечая у ребенка тот или иной этап его физического становления, нужно, закрепляя навыки, постепенно переходить к развитию следующего этапа.

В период от года до 3-х лет ребенок должен освоить:

  • ходьбу,
  • лазание,
  • бег,
  • ползанье.

Попутно необходимо обращать внимание на формирование устойчивости, координации, ловкости.

Для взрослого человека навык ходьбы настолько естественен, что, если нет врожденных или приобретенных заболеваний, то он не предполагает ни особого напряжения, ни приложения умственных усилий. Однако, для годовалового ребенка ходьба пока затруднительна, в силу не тренированной пока мышечной мускулатуры, своеобразия пропорционального сложения (ребенок 1 года относительно туловища имеет большую голову и довольно короткие ножки, от чего центр тяжести тела приходится не на крестец, а гораздо выше), также ребенок этого возраста имеет недостаточный свод стопы, что укорачивает длину шага.

Для того, чтобы навык хождения приобретал естественность и быстроту, прежде всего, нужно стимулировать двигательную активность ребенка. «Манежный период» должен быть навсегда забыт после того, как ребенок впервые сделал шаг (не путать со вставанием на ножки, которое может произойти и в 7 месяцев). Если не сдерживать желания ребенка ходить, бегать, копать лопаткой, строить башни, лепить снеговичков, забираться на горки и съезжать/слезать с них, то мышцы постепенно окрепнут, и ребенок приобретет все необходимые для взрослого человека навыки хождения к 5-6 годам.

Однако, закрепление и развитие физических навыков должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его темпераментом. Если ребенок порывист, и чересчур подвижен, своей стремительностью он может нанести себе ущерб. Наверное, Вы не раз замечали, как на детской площадке малыш бежит сломя голову, и спотыкается на ровном месте, будто его собственные ножки помешали его передвижению. Реакция взрослых в таких случаях – сдерживающая, и это – абсолютно правильно. Будет целесообразно, если Вы объясните малышу последовательность тех или иных пока трудных для него движений (ребенок 1,5 лет уже вполне хорошо понимает обращенную речь): подъем по лестнице или перепрыгивание через предмет. Иногда ребенку не хватает именно подбадривающего жеста взрослого, его помощи и заинтересованности.

Стимулировать хождение можно простыми, незатейливыми играми – ведь игра остается в течение всего дошкольного периода основным способом усвоения информации, приобретения умений – «поманите» ребенка красивой игрушкой, и он сделает пару шагов навстречу к Вам; бросьте под ноги ему мяч, и малыш почти рефлекторно попытается его оттолкнуть ногой; сделайте вид, что даете ему игрушку, и малыш будет стремиться отнять ее у Вас, а значит, этим он стимулирует свои навыки хватания, напрягает плечевой торс; малыш стоит и пытается разрыть ямку лопатой в положении с наклоном, а значит, он учится держать равновесие при приседании.

Тренировка мышечного корпуса происходит в результате следующего комплекса упражнений, который можно осваивать, начиная с 1,5-2 лет:

  1. перешагивание через предмет (кубики, палки, веревки), поднятый на высоту 10-20 см от земли (в зависимости от готовности ребенка, и – постепенно повышайте барьер от 10 до 20 см).
  2. влезание на горку, лесенку
  3. бросание мячика в цель
  4. ловля мяча большого размера (не травматичного, можно надувного).
  5. приседание с поддержкой за руки

Занятия могут длиться 10-15 минут. Если ребенок не проявляет усталости, и по-прежнему весел, игру можно продолжить. Упражнения для ребенка станут особо занимательными, если в игру будут вовлечены другие дети.

Также стоит отметить, что развитие одних навыков в ущерб другим, может не только сформировать одностороннее развитие, но и нанести реальный вред правильному сложению мышечного тонуса малыша и осанке. Стоит также предупреждать порою опасные стремления малышей: прыгать с большой высоты, поднимать тяжести, виснуть на руках. Не стоит в таком возрасте «натаскивать» малыша с целью отработать или развить тот или иной навык в предвидении его большого спортивного будущего.

2013-01-09

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*