Словарный запас детей зависит от жестикуляции родителей

Активное жестикулирование, эмоции и другие формы невербального общения объясняют примерно четверть различий в глубине словарного запаса у детей. Ученые полагают, что этот факт следует учитывать родителям и воспитателям в детских садах при разговорах с дошколятами.

Словарный запас и речевые навыки у дошколят в детских садах во многом зависят от того, насколько активно их родители жестикулировали в ходе разговоров и игр с ними в первые годы жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Что было удивительно, социально-экономический статус родителей почти не влиял на «качество» обучения их детей. Малообеспеченные родители могли так же хорошо преподавать первые азы речи, как и люди с высоким социальным статусом и достатком», — заявила ведущий автор статьи Эрика Картмилл (Erica Cartmill) из университета Чикаго (США).

Картмилл и ее коллеги выяснили, что жесты родителей играют важную роль в развитии речевых навыков у их малолетних детей при помощи любопытного психологического эксперимента. Сначала ученые подготовили 50 видеосюжетов длиной в полтора часа, в ходе которых молодая мама общалась со своим сыном или дочерью, реагируя на их просьбы или жесты. Затем они «запикали» на них звук и показали их 218 добровольцам, которые должны были угадать слова, которое мать говорила ребенку.

По замыслу экспериментаторов, этот прием должен был помочь им оценить, насколько жесты и другие формы невербального общения могут влиять на то, насколько запоминающимися будут те или иные слова матери для ее ребенка. Для этого ученые проследили за тем, сколько слов удалось отгадать добровольцам, и сравнили эти данные с тем, насколько богатым был словарный запас детей на видеороликах.

К удивлению психологов, культурный фон, достаток, образование родителей и другие социально-экономические факторы несколько меньше влияли на количество слов, которые знали дети, чем того ожидали увидеть ученые. С другой стороны, активное жестикулирование, эмоции и другие формы невербального общения объясняли примерно четверть различий в глубине словарного запаса у детей. Ученые полагают, что этот факт следует учитывать родителям и воспитателям в детских садах при разговорах с дошколятами.

РИА Новости

2013-06-26

Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*