Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске стоят числа от 10 до 50, на второй — числа от 60 до 90. Последнее поле пустое. 9 табличек с числами 1-9. Ящик с 9 стержнями из 10 золотых бусин и 10 отдельными бусинами.
Цель: составить множества из 11-99 бусин. Запомнить символы этих множеств. Упорядочивать множества и символы. Запомнить числовой ряд 11-99.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Учитель кладет перед ребенком доску с полями 10-50, справа от нее — таблички с числами 1-9, слева ставит ящик с золотыми бусинами и стержнями из них. Учитель указывает на первое поле и спрашивает ребенка: «Какое это число?» — «Десять!» Он предлагает ребенку рядом слева от этого поля положить соответствующее множество бусин, то есть стержень из 10 бусин. Стержень должен лежать вертикально. Затем рядом со стержнем справа учитель кладет одну бусину и спрашивает ребенка: «Сколько здесь теперь бусин?» — «Одиннадцать!» Числовой ряд 11-19 уже был введен при работе с ящиком 1. Это упражнение служит ребенку для повторения. Учитель указывает на число 10, берет табличку с числом 1 и вставляет ее в двойную доску над цифрой 0 числа 10. Он говорит: «Одиннадцать!» Учитель добавляет еще одну бусину. Ребенок считает до 12. Он заменяет табличку с числом 1 на табличку с числом 2 так, чтобы получилось число 12. Так продолжают работе до числа 19. Теперь ребенок кладет десятую отдельную бусину. Учитель предлагает ребенку пересчитать отдельные бусины. 10 отдельных бусин заменяют стержнем из 10 бусин, 2 стержня передвигают вниз к числу 20, таблички с числами вынимают и кладут в сторону. Ребенок продолжает работу так же, как и ранее. Заменять множества бусин ребенок научился на Золотом материале из бусин.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Дальнейшие упражнения:
- образуют произвольное двузначное число, вставив табличку в некоторое поле двойной доски. Ребенок кладет слева соответствующее множество бусин. Для этого упражнения понадобятся 45 стержней из 10 бусин и маленькая башня из цветных бусин; — перед каждым полем двойной доски кладут допустимое множество бусин. Ребенок образует соответствующее число;
- раскладывать числовые таблички на доске с сотнями.
Особый материал.
Применение:
- писать числа на доске, листе бумаги, в воздухе;
- вырезать кружочки и написать на них числа;
- найти и прочесть числа вокруг: номера домов, машин, числа календаря, ценники;
- пересчитать праздники и дни особых событий.
Содержание
Содержание
- Упражнения в практической жизни
- Материалы для развития чувств
- Материалы для различения размеров
- Материалы для различения цвета
- Материалы для различения формы
- Материалы для различения структуры поверхностей и материалов
- Материалы для различения веса
- Материалы для различения шумов и звуков
- Материалы для различения запахов
- Материалы для различения вкусовых качеств
- Материалы для восприятия температурных различий
- Математический материал
- Введение в мир чисел от 0 до 10
- Введение в десятичную систему
- Введение понятия числа
- Башня из разноцветных бусин
- Понятие о числах от 11 до 19. Бусины и двойные доски. Ящик 1
- Понятие о числах от 11 до 99. Бусины и двойные доски. Ящик 2
- Цепочки из бусин — линейные числа
- Материалы для развития речи